Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании, а требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной коммуникативной речи. Помочь овладеть прекрасным даром речи и научить дошкольника говорить чисто и правильно-важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Неисправленные вовремя недостатки речи у ребенка могут привести к серьезным трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, к неуспеваемости по русскому языку и другим предметам школьной программы и отрицательно влияют на формирование психики в целом. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. А поможет нам в этом процессе – артикуляционная гимнастика, которая является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы . Что же это такое?
Слово «артикуляция» в переводе на русский язык звучит как «соединение». Артикуляция — соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Гимнастика для рук и ног - дело для людей привычное и знакомое, ведь она помогает любому человеку стать более ловким и сильным. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Наверное , вы догадались, что язык - главная мышца органов речи. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Для языка, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей артикуляции, т.е. подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Малышам 3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Если сравнить артикуляционную гимнастику со спортом, то результат будет зависеть от качественных тренировок.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.
К статическим относятся:
- «улыбка»,
- «трубочка»,
- «окошко»,
- «лопатка»,
- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения:
- «улыбка-трубочка»,
- «качели»,
- «маятник»,
-«лопатка-иголка».
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения несколько раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. .
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей , в окружении которых малыш растет и развивается.
Прочитано раз: 1030