Консультация для родителей: Обучение рассказыванию по картинам
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей.
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа взрослого по картине или ее части, направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины. Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому взрослым.
Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте. Сначала проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом у детей формируются операции целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять "действенную", событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне. По вопросам взрослого определяется общее содержание изображенных событий. Далее, дети составляют рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам взрослого или данному образцу ). Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа-описания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины из тематической серии В.А.Езикеевой ( "Зима", "Весна" ) и др. В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам ( как выглядит лес, река, берег, луг и др.). При составлении ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: "А теперь расскажи о березках, какие они" и т.п.
По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного опыта. Рассказы составляются с опорой на образец взрослого и предваряющий вопросный план. В качестве "опорного" наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр соответствующих видеофильмов.
Прочитано раз: 1347