Консультация для родителей: Развитие связной речи
Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с уровнем речевого развития, умением правильно и четко выражать свои мысли.
Связная речь не дана человеку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Основная задача развития связной речи - научить ребенка связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Выделяют два основных вида связной речи диалогическую и монологическую.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью. Монолог требует лучшей памяти, большего внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом выражении. Для того, чтобы она была понятна, в ней используются полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, проверки своих знаний, представлений, оценок.
В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей навыки рассказывания, обучать их связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью. До школы дети должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи;
- работа над составлением рассказа – описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.
Прочитано раз: 1029