Консультация для родителей: Уровень развития мелкой моторики дошкольника - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению
Дошкольный возраст - наилучшее время для развития способностей человека, когда формирование личности происходит наиболее быстро. Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Учеными доказано, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память внимание и связная речь.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания могут привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но важно помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Занятия должны приносить ребенку радость, ни в коей мере нельзя допускать скуки и переутомления.
Что же можно предложить для занятий в домашних условиях, чтобы помочь ребенку развить ручную умелость?
Предлагаем несколько занимательных игр для детей от 3 до 5 лет.
ИГРЫ С ПИПЕТКОЙ
Приготовьте пластмассовый поднос, пузырек с водой, подкрашенной свекольным соком, блюдце, пипетку, салфетку для вытирания воды.
Поставьте поднос перед ребенком, обхватите его руку своей рукой и покажите, как набирать в пипетку воду. Затем вылейте воду в блюдце, сжимая колпачок пипетки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал пипетку тремя пальцами. Когда ребенок научится набирать и выливать воду, игру можно усложнить, предлагая капать водичку по одной капельке или рисовать каплями дорожку, солнышко и т. д. Сжимая и разжимая пипетку, ребенок тренирует пальцы.
РИСУЕМ ПАЛЬЦЕМ
Прежде чем ребенок попробует рисовать карандашом, можно научить рисовать его пальчиками по крупе. Малышу гораздо легче контролировать движения собственного пальца, чем карандаша. Кроме того, ему нравятся приятные тактильные ощущения от соприкосновения с крупой.
Тонким слоем рассыпьте любую крупу на поднос (манную, пшенную, гречневую) Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится контрастная линия, которую можно легко стереть ребром ладони или легким встряхиванием подноса. Придумайте вместе с ребенком, что можно изобразить на этом «волшебном экране» (волну, дождик, солнышко, лесенку, человечка, домик и т. д.).
ОХ, ПОСЫПАЛСЯ ГОРОХ...
Горох и фасоль насыпать в коробки и поставить по разы стороны от ребенка. Предложить одновременно складывать те и другие зёрна в общую посуду.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
В мешочек вкладывается несколько знакомых ребенку предметов. Малыш на ощупь определяет, что ему попалось. В этой игре развивается воображение, тренируется память, совершенствуются тактильные ощущения.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Предложите ребенку на лист бумаги положить левую руку и обвести ее. Затем на другом листе обвести правую руку. Готовую ладошку раскрасить красным карандашом, а левую - зелёным. Нарисовать карандаш рядом с ладошкой той руки, которой рисует ребенок и будет учиться писать. Предложите ребенку назвать те предметы, которые находятся справа от него, а затем слева.
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Дать ребенку половинное изображение предмета на листе бумаги (недорисованное). Необходимо угадать, что это за предмет затем дорисовать его. Здесь же предложить такие задания: дорисовать предмет по клеточкам (симметричное рисование); обвести рисунки в прописях, не отрывая карандаша от бумаги.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ
Точность и ловкость движений пальцев рук приобретаются при помощи такого увлекательного занятия, как бисероплетение. Вначале можно предложить более крупный бисер, из которого дети могут выполнить несложные поделки, а затем задания усложняются.
Умение уверенно пользоваться ножницами: плавное срезание уголков, симметричное вырезывание (листочки, грибы, человечки из бумаги, сложенной пополам). Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции-аппликации.
Ручной труд - пришивание пуговиц, вышивание несложных стежков и даже простейшие виды вязания крючком и на спицах - доступен детям в старшем дошкольном возрасте.
Игры с мягкой проволокой (наматывание проволоки на катушку или карандаш, получаются спиральки, из которых можно смастерить поделку); также из проволоки дети могут сконструировать цифры и буквы.
Прочитано раз: 911