Рекомендации родителям для успешного речевого развития ребенка
Для успешного речевого развития малыша необходимо стимулировать развитие речи, занимаясь с ребенком дома. И начинать следует не в 3 года, а с самых первых месяцев жизни и уже совершенно необходимо – с момента появления первых слов в норме (то есть примерно с 1 года).Как общаться с малышом, который еще только начинает говорить, чтобы его речь активно развивалась?
У ребенка сначала формируется понимание речи (речевая зона коры, отвечающая за понимание речи или импрессивную речь). И только потом зона, отвечающая за самостоятельное «говорение» (зона, ответственная за экспрессивную речь). Это значит, что взрослые должны как можно больше говорить с ребенком с самого рождения: очень хороши потешки, прибаутки, маленькие стишки, которыми в том числе, изобилует и народное творчество. И вообще, много разговаривать с ребенком, комментируя свои действия:
Вот умница доченька, покушала кашку. А сейчас пойдем гулять. Надеваем ботиночки на ножки, где наши ножки? Вот наши ножики! А какие ботиночки красивые, красные! Наши ножки топ-топ шагают по дорожке! и т.п.
Малые фольклорные формы сейчас утеряны, они уже не «на слуху», но их влияние и необходимость доказана нейропсихологами. Их отсутствие в жизни маленького ребенка компенсируется, увы, рекламой. Отсюда любовь детей к телевизионной рекламе. Малыши запоминают ролики наизусть, прилипают к телевизору, едва заслышав знакомую музыку очередного рекламного «шедевра». В рекламе есть те же составляющие, что присутствовали когда-то в малых фольклорных формах: простота (порой даже примитивизм) фразы, постоянная повторяемость и незамысловатый сюжет. Так что даже в просмотре рекламы есть некоторая польза, но конечно – лучше если подобное влияние на речь ребенка будет оказывать родители, бабушки и дедушки, активно общаясь с ребенком и используя детские потешки и стишки.
Важно знакомить ребенка с миром звуков, привлекать его внимание к звукам вокруг нас и комментировать их (водичка бежит из крана, слышишь «кап кап кап»), побуждая к звукоподражаниям (пока ребенок еще не начал говорить первые слова).
Вовлекая ребенка в игры с игрушками, подвижные и настольные игры, «оречевлять» все действия, комментируя происходящее и провоцируя его на повторение слов и вызывая речевую активность. Особенно хорошо использовать, начиная с 2,5 лет, простые лото, домино, вкладыши, кубики с картинками. Главная задача – не допускать молчаливого выполнения правил игры (он такой умный – все пазлы быстро собирает), а отвечать на вопросы, показывать и называть картинки.
Прочитано раз: 1050