Особенности монологической речи у старших дошкольников с ОНР
Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор дошкольника.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи у учащихся.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина, И.Н. Лебедевой.
Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой, И.Н. Лебедевой и др.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Особенности развития связной речи у детей с ОНР представляют собой актуальную проблему, поскольку существует тенденция к росту категории детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития у которых в структуре речевого дефекта отмечаются недостатки сформированности связной монологической речи. Данные особенности состояния развития связной монологической речи приводят к вторичному нарушению восприятия и воспроизведения текстовых учебных материалов, умению давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельному изложению своих суждений.
При нормальном речевом развитии ребенка элементарная фразовая речь появляется к 3 годам. Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.
Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения (Федоренко Л.П., 1984)
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. (Глухов В.П., 1984, Ефименкова Л.Н.)
Таким образом, к 6 годам жизни при нормальном речевом развитии дети способны свободно владеть фразовой речью, использовать различные конструкции сложных предложений в собственной речи. Дети имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени, при нормальном речевом развитии, формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. В связной речи: выполняют пересказ знакомого, небольшого текста (сказка, стихотворение); составляют рассказ по серии сюжетных картинок и по картине, рассказывают об событиях из личного опыта.
Нарушение речевого развития и развития связной речи детей дошкольного возраста подробно описала Р.Е. Левина и Т.Б. Филичева. Под связной монологической речью понимается, совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Р.Е. Левина и Т.. Филичева выделили о описали 4 группы речевого развития в зависимости от степени развития всех сторон речевой системы.
Кратко их можно представить следующим образом. Для 1 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи характерно:
- Недостаточное развитие активного словаря. В речи ребенка отмечается лепетная речь, звукоподражания, мало общеупотребительных слов. А также слова носят недифференцированный характер.
- Пассивный словарь ребенка развит лучше, чем активный. Несмотря на это, многие слова ребенок понимает только в контексте определенной ситуации.
- Не сформирован навык воспроизведения звуковой и слоговой структуры слова.
Для 2 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи характерно:
- Активный словарь ребенка расширяется, в речи появляются глаголы, качественные прилагательные, наречия
- В речи детей отмечаются попытки словоизменения (по родам, по числам, падежам)
- Улучшается понимание обращенной речи, появляется различение некоторых грамматических форм
- В общении ребенок начинает использовать фразы
- Отмечается выраженное нарушение звукопроизношения. Важным отличием от первого уровня речевого развития является то, что на этом уровне возможно вычленить/определить нарушенные и сохранные звуки.
Для 3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи характерно:
- Для общения ребенок использует развернутую речь, однако от нормативного речевого развития этот уровень отличает то, что отмечается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов, в речи преобладают существительные и глаголы.
Трудности отмечаются в описании предметов, т.е. использование слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий сводится к минимуму.
- В речи почти не употребляются предлоги
- Отмечаются трудности в правильном использовании различных грамматических форм глаголов (временных, видовых), а также неправильное использование падежных окончаний.
- Почти не используют способы словообразования
- В речи используются в основном простые, нераспространенные предложения
- Отмечаются недостатки звукопроизношения, что затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом
- Понимание речи достаточно развито, отмечаются лишь редкое непонимание сложных/новых слов и также редко дети не дифференцируют слова близкие по звучанию, т.е. происходит смешение смысловых значений слов. (Левина Р.Е. 1967)
Для 4 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи характерно:
- отмечается трудность в планировании речевого высказывания
- нарушение логической последовательности некоторых высказываний, а также предложения отличаются малоинформативностью.
- нарушения в сфере лексики, грамматики, звукопроизношении носят стертый, маловыраженный характер и для выявления таких недостатков речи требуется более углубленная диагностика.
Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
Прочитано раз: 1149