Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе

.

Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Барнаула

30.07.2017

Консультация для родителей: Обучение рассказу – описанию

Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
- описательные: описание одного предмета.
- сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
- объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Следует начинать обучение рассказу – описанию с простого описания, с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, за тем – с опорой только на данный образец).
Сначала составляются  рассказы – описания  по вопросам взрослого.  Подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и др.). Простое описание предмета первоначально состоит из 4 – 5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и т.д.).
Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает взрослый  – это ориентирует детей на фразовые ответы. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану – схеме (на основе наглядного и речевого материала уже известных  лексических тем: «Домашние животные», «Транспорт», «Одежда» и др.).
При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, использую различные вспомогательные приемы, жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета, цвета, величины. Условные символы показываются по ходу составления рассказа – описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом – схемой.
Эффективным при обучении детей с речевыми нарушениями является прием параллельного описания, взрослым  и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и др.). Взрослый, а вслед за ним, и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. 
Далее следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания. На этом этапе проводится совместное составление плана с ребенком; определяются главные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»). В дальнейшем ребенку предлагается перед составлением описания сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему.
По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. 
Обучению детей сравнительному описанию двух предметов, должно проводиться на основе известных лексических  тем: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние птицы», и др. с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата. 
Кроме указанных упражнений для обучения навыкам сравнительной характеристики предметов можно использовать прием параллельного описания двух предметов – взрослым и ребенком (описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д.). 
После того, как все вышесказанные виды описательных рассказов ребенок будет в состоянии составить сам, можно переходить к  обучению составления объяснительных рассказов с элементами рассуждения и доказательств.
Последнее обновление: 08.09.2021
Прочитано раз: 1058

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 67"

656000 Алтайский край , г. Барнаул  Чернышевского, 282

тел.: +7 3852651689, +7 3852652417  Email: mdou67-2011@mail.ru

 

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно