Форма, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
В группах общеразвивающей и компенсирующей направленности (организуют воспитатели групп)
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником Учреждения в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оценка индивидуального развития воспитанников представляет собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в Учреждении.
Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга— карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, в течении первых двух недель педагоги работают с таблицей «Возрастные характеристики возможных достижений ребенка», отмечая индивидуальную динамику развития ребенка. Данная работа проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях и др.). На основе этого педагоги получают информацию, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Полученная информация о каждом воспитаннике группы отражается в карте наблюдений детского развития и дает возможность скорректировать свои действия для работы над индивидуальной образовательной траекторией развития ребенка.
В группах компенсирующей направленности (организуют учителя-логопеды)
Технология логопедического обследования (авторы Г.В. Чиркина и Т.Б. Филичева)
Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.
Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушением речи.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:
- выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
- выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
- выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Этапы логопедического обследования
1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;
2) дифференцированный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением
слуха, зрения, интеллекта;
3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование).
Прочитано раз: 847